Исследовательские работы


Анастасия Зайцева

Н.А. Некрасов "Железная дорога"

(Опыт исторического комментария)


На сегодняшний день железная дорога является наиболее популярным и недорогим способом передвижения на значительные расстояния пассажиров и грузов.

 

Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург – Москва, первой в России железной дороги, величайшей по протяженности и наиболее совершенной в мире по техническому оснащению двух путной железной дороги.

О строительстве этой железной дороги нам в основном известно из стихотворения Н.А.Некрасова “Железная дорога”, в котором он все ужасы этого строительства возлагает на плечи графа П.А. Клейнмихеля.

Поэтому объектом  исследования  моей работы  является строительство Николаевской железной дороги, ныне Октябрьской.

А предметом исследования стало восприятие этого исторического события современниками в историографии. Одним  из современников, строительства этой железной дороги, и является Н.А.Некрасов, но само стихотворение было написано значительно позже, а в 40-50 года XIX столетия Некрасов в своем творчестве мало обращался к жизни крестьянства.

Основная цель моей работы заключается в том, что бы определить действительное значение строительства и эксплуатации Николаевской железной дороги.

В работе рассматривается гипотеза о том, что Николаевская железная дорога строилась так, как она могла строиться в свое время и никак иначе.

Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:1. Проанализировать социальное развитие России при Николае I. 2. Рассмотреть организацию строительства железной дороги с точки зрения экономического и социального развития страны в то время и влияния на него транспортной проблемы. 3. Показать цену человеческой жизни- строителей этой дороги.

В своей работе я доказываю, что строительство железной дороги, особенно для России, было острой необходимостью, так как первобытные пути сообщения были сильной помехой в развитии торговли и промышленности. Поэтому в России шла острая полемика между сторонниками и противниками строительства железной дороги. В конце концов, было решено строить эту железную дорогу за казенный счет Николаем I. Но надо учесть, что в России к началу этого строительства не было своих специалистов в этой области. Были инженеры и профессора, которые читали курс “О дорогах колесных и полосных”, но и они  знали свой предмет только теоретически, поэтому строительство этой железной дороги было делом совершенно новым для России. Так же надо учесть, что в России был крепостнический строй и, поэтому, свободной рабочей силы было очень мало. Поэтому основными строителями железной дороги были государственные и крепостные крестьяне, которых приводили на строительство партиями, бессовестно обманывали, наживали на их труде огромные состояния, так как в своей общей массе они были люди безграмотные, а крепостных вообще отдавали в аренду помещики. Юридически строители Николаевской железной дороги были совершенно беззащитны.

Россия знала в то время один способ строительства, а именно подрядный способ. Именно так и строилась Николаевская железная дорога.

Главноуправляющим путями сообщения был граф Петр Андреевич Клейнмихель. Именно его Н.А.Некрасов обвинил во всех беззакониях, творившихся на строительстве железной дороги. Конечно же, его вина в этом есть, но не больше, чем у всех остальных. Начиная с подрядчиков и заканчивая самим Николаем I.

Все дело в социальном укладе России. В многовековой привычке смотреть на крестьян, как на вещь,  которую можно продать и купить, обменять, заставить делать то, что считал нужным их хозяин. Крестьянская человеческая жизнь абсолютно ничего не стоила. При чем это было узаконено, общество не считало это чем-то постыдным.

Моя работа доказывает, что строительство Николаевской железной дороги была острой необходимостью для России, с ее огромной территорией, и плохими дорогами. И строилась она именно так, потому что другого способа строительства в России не знали, да и просто его не могло быть.

Эта дорога дала толчок к строительству сети железных дорог в России, развитию новой отрасли промышленности: паровозо- и вагоностроительству и их ремонту, большому количеству железнодорожных рабочих.

 

В своей работе  я использовала книги из центральной железнодорожной библиотеке: Б. Великин “Петербург-Москва” (Государственное издательство “История фабрик и заводов” Ленинград, Москва, первое издание, 1935 год); А.А. Августенюк,  М.Гвоздев “Первая магистраль” (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1981г.), а так же учебники  по истории, пособия по истории России и другую литературу. 


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz