Исследовательские работы


Екатерина Шляховская

Марфа - заступница

(Литературный и исторический образ Марфы-Посадницы в произведениях Н.М. Карамзина)


Моя работа называется: “Марфа-заступница”   или «Литературный и исторический образ Марфы Посадницы в  “Истории Государства Российского” и в исторической повести “Марфа-Посадница, или покорение Новгорода” Н.М. Карамзина. Мне показалось интересным сравнить исторический и литературный образы Марфы Борецкой. Сначала мне было непонятно, почему Н.М.Карамзин, описав достаточно подробно покорение Новгорода Москвой и роль Марфы Посадницы в «Истории Государства Российского», написал историческую повесть, посвященную Марфе.

 

Память о знаменитой новгородской мятежнице так вытравлялась из памяти потомков, что даже «слабых следов бытия» (слова Марфы в повести) до наших дней не уцелело. Вот уже полтысячи лет историки стремятся доказать, что Иван III был прав, присоединяя Новгород к Москве, и, следовательно, Марфа Борецкая была неправа, а потому мы должны осудить её. Однако пришло время нам быть свободнее в своих оценках и взглядах и, не подвергая сомнению необходимость объединительной политики Ивана III, воздать должное характеру и самобытной личности Марфы Борецкой, стремившейся отстоять независимость Новгородской республики. Нет сомнения, что это была женщина героическая. Это и показал Николай Михайлович Карамзин.

Изображению покорения Новгорода и характера Марфы-Посадницы Н.М. Карамзин уделил немало места в своей знаменитой «Истории Государства Российского». Русские читатели впервые могли узнать о прошлом своей страны из достоверного, увлекательно написанного труда. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную... Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом», писал Пушкин.

Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Долгое время Марфа была всего лишь верной, заботливой женой посадника Исаака Борецкого. Отправляясь в поход во главе войска, оборонявшего границы княжества, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин. Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, Марфа обращается за помощью в Псков. Однако псковичи только пожелали ей удачи. В 1471 году Марфа выступает на Вече против захватнической политики Ивана III. Решено обратится за помощью в Литву. Но народ заколебался: одни взяли сторону Борецкой, другие уговаривали не изменять православию и не поддаваться Казимиру. Проиграв первую битву, Марфа предложила Новгороду и Москве пойти на компромисс. Новгород предложил Москве выкуп, но князь ответил: «Покорность без условий или гибель мятежникам!» Князь осадил Новгород в последний раз в декабре 1477 и одержал победу. Новгородское Вече перестало существовать. 2 февраля 1478 года по распоряжению Ивана III из Новгорода была увезена вместе с внуком взятая под стражу Марфа Борецкая.  «Никто не смел за них вступиться», - пишет Н.М. Карамзин. Ни одного слова не позволили себе, чтобы выразить сочувствие Марфе-Посаднице.

Данные о дальнейшей судьбе Марфы Борецкой противоречивы, место и время её смерти неизвестны. Существует версия, что Марфу Борецкую по приказу Ивана III в кандалах повезли в Москву. По пути она погибла при невыясненных обстоятельствах. В другой версии говорится, что из Москвы Марфа Борецкая была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошней девичий монастырь.

Но полностью раскрыть образ Марфы Борецкой, используя только немногочисленные исторические факты, Н.М. Карамзин, по всей видимости, не смог. Именно поэтому он взялся за написание исторической повести, посвященной образу Марфы-посадницы.

Поэтизация древнего Новгорода в «Марфе Посаднице» особенно очевидна в случаях, когда Карамзин умышленно отходит от фактов, хорошо известных ему как историку. Различна, прежде всего, трактовка общественной жизни Новгорода в последние годы его вольности. В «Истории государства Российского» показана борьба между двумя партиями, из которых одна симпатизировала Москве, другая — поддерживала Борецких. В «Марфе Посаднице» все выглядит иначе. Новгородцы показаны как дружный воинский стан, сплотившийся вокруг Марфы.

Уже в предисловии к читателям повести Карамзин выказывает своё отношение к присоединению Новгорода к Москве: «Сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои устои и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом». А главную героиню – Марфу-Посадницу – называет не иначе как «Катон своей республики».

«И летописи, и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы  Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом», - пишет прозаик Карамзин.

Однако писатель Карамзин во многом расходится с историком Карамзиным. Карамзин в повести описывает гибель обоих сыновей Марфы, хотя в летописях сказано, что ее сын Дмитрий был взят в плен. Повесть заканчивается описанием казни Марфы, что также не соответствует историческому факту.

Меня же интересовало, что происходило с душой Марфы, с её чувствами. Как менялась мораль, нравственность Марфы, обладающей властью? Меня волновало изменение её души. Что толкнуло Марфу на такой поступок? Как смогла женщина встать во главе Новгорода? Н.М.Карамзин попытался объяснить это словами самой Марфы, когда она рассказывает Ксении и Мирославу о своей молодости. Она как будто понимает, что и нас, живущих спустя 500 лет, будет волновать, как «некогда робкая, боязливая, уединенная, с смелою твердостию председает теперь в совете старейшин, является на лобном месте среди народа многочисленного, велит умолкнуть тысячам, говорит на вече, волнует народ, требует войны и кровопролития»? Кажется, что и сама Марфа не раз задавала себе эти вопросы: «Что ж действует в душе моей? Что переменило ее столь чудесно? Какая сила дает мне власть над умами сограждан?» Мне кажется, что Н.М.Карамзин долго искал ответы на поставленные вопросы. И устами Марфы он пытается объяснить это одним словом: «Любовь!..» Марфа поклялась мужу заменить его в народных советах, быть «вечным врагом неприятелей свободы новгородской». Марфа понимает,  что «гордость, славолюбие, героическая добродетель есть свойство великого мужа», но она уверена в том, что «жена слабая бывает сильна одною любовию, но, чувствуя в сердце ее небесное вдохновение, она может превзойти великодушием самых великих мужей и сказать року: «Не страшусь тебя!»

Женщина у власти. Эта проблема никогда не будет не актуальна. Марфа-Посадница была чрезвычайная, редкая женщина, которая сумела присвоить себе власть над гражданами в такой республике, где женщин только любили, а не слушались.

 

Источники: “История Государства Российского” и историческая повесть “Марфа-Посадница, или покорение Новгорода” Н.М. Карамзина.


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz